Полезно

Всё и сразу

Скачать подборку всех произведений

классической музыки

, представленных на сайте, можно здесь


скачать





арт-терапия и классическая музыка

Art


Знаете ли вы, что с помощью арт-терапии можно излечить душу и тело человека?С её помощью преодолевают различные психологические травмы, кризисы отношений и кризисные состояния, конфликты, депрессии, стрессовые и возрастные расстройства, измены в браке. Соприкосновение с прекрасным поможет и взрослым, и детям улучшить своё душевное и физическое здоровье. Творчество- это самый безопасный и эффективный метод.

Салат Симфония

Салат Симфония


Готовим салат "Симфония" по рецепту:
1. Аккуратно режим пополам ягоды белого и темного винограда.
2. Нарезаем свежие огурцы и корень сельдерея соломкой, а репчатый лук – полукольцами.
3. Измельчаем на крупной терке сулугуни.

Здоровый сон - залог здоровья вашего организма

classic music son


1. Перед сном не стоит много сидеть за компьютером или перед телевизором, так как наш мозг взбадривается и мы не можем уснуть из-за того, что наш мозг уже не способен отдыхать ближайшее время.
2. Не стоит есть шоколад, или пить кофе/крепкий чай. Подобные продукты просто не дают уснуть, в них есть вещество воздействующее на наш мозг, бодрящее нас.

Основы гармонии и теории музыки часть 1

1. Элементарная теория музыки

В результате колебания какого-нибудь упругого тела, например струны, металлического листа, деревянной пластины и т. п., возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды, которые называются звуковыми волнами. Звуковые волны распространяются во всех направлениях и с одинаковой скоростью. Эти звуковые волны (колебания) улавливаются нашим слуховым аппаратом и передаются по нервной системе в головной мозг, возбуждая ощущения звука.

Человек воспринимает достаточно большой звуковой спектр. Этот спектр можно разделить на два вида: звуки шумовой природы и музыкальные звуки, хотя это разделение несколько условно, т. к. в современной музыке равноправно используются и те и другие.

Характер звука определяется четырьмя основными свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.

Высота звука зависит от частоты колеблющегося тела (источника звука): чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот. Громкость зависит от размаха колебательных движений источника звука: чем больше размах колебаний (амплитуда), тем громче звук, и наоборот.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника.

Тембром называется качественная характеристика звука, т. е. его окраска. Именно благодаря этой характеристике мы различаем огромное количество музыкальных инструментов, голоса и даже шумовые звуки. Тембр звука зависит от наличия в нем "частичных" тонов или, иначе говоря, обертонов (гармоник), а также от их соотношения по громкости и присутствию или отсутствию в спектре звучания основного тона.

Основы гармонии и теории музыки часть 2

7. Лад и тональность

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2. (Рис. 19).

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

  • I ступень — тоника (Т);
  • II ступень — нисходящий вводный звук;
  • III ступень — медианта;
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D);
  • VI ступень — субмедианта;
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

/19.gif

Рис. 19. Мажорная гамма

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие -- основу лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням (Рис. 20).

 

Основы гармонии и теории музыки часть 3

12. Проходящие звуки

Все вышеперечисленные аккорды могут быть альтерированными, т. е. в этих аккордах может быть изменена любая ступень на хроматический полутон вверх или вниз, за исключением примы и терции в тоническом трезвучии и примы в субдоминанте и доминанте. Альтерация в аккордах служит для усиления ладовых тяготений или придания особого колорита музыкальному эпизоду. Так, например, в джазовых композициях очень редко применяются простые трезвучия и септаккорды, часто в качестве ладового центра применяется большой мажорный септаккорд — maj7.

Проходящими называются звуки, появляющиеся на слабом времени в постепенном движении между двумя аккордовыми звуками в восходящем или нисходящем направлении. Проходящий звук соединяет данный аккорд с его перемещением или другим аккордом (Рис. 76).

/76.gif

Рис. 76. Проходящие звуки

Проходящие звуки могут появляться не только поочередно в разных голосах, но и одновременно в двух, трех или четырех. При этом нежелательно, чтобы движение осуществлялось параллельными квинтами или трезвучиями. Четверные проходящие звуки образуются от параллельного движения трех звуков в одном направлении и баса в противоположном (Рис. 77).

/77.gif

Рис. 77. Параллельные проходящие звуки

Проходящими звуками могут быть не только аккорды терцового строения, но и любого другого (Рис. 78).

/78.gif

Рис. 78. Проходящие звуки нетерцового строения

Вспомогательным называется звук, помещенный между основным аккордовым звуком и его повторением и находящийся выше или ниже основного на одну ступень. Так же как и проходящие, вспомогательные звуки могут быть двойными, тройными и четверными (Рис. 79).

/79.gif

Рис. 79. Вспомогательные звуки

 

Термины на А

А капелла (итал. a cappella) хоровое пение без инструментального сопровождения. В стиле А Капелла написано большое количество образцов вокальной многоголосной музыки (для профессионального хора, капеллы). Хоровое пение без сопровождения широко распространено в народном искусстве.

 

Термины на Б

Балет (франц. ballett, от лат. ballo – танцую) — вид синтетического искусства; художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в едином театральном действии, на основе общего драматургического плана (сценария), музыку (симфоническую, как исключение — и вокальную), танец, пантомиму (мимику и пластические жесты),а также изобразительные искусства (декорации, костюмы и т.п.). Музыка в Балете не только сопровождает танец и пантомиму, но выражает драматическое содержание. Танцы в Балете принято различать на классические и характерные (последние близки к народным). Главная система выразительных средств Балета — классический танец.

 

Термины на В

Вальс (франц. valse, через нем. Walzer, от walzen, здесь – кружиться) — бальный танец, состоящий в плавном поступательном движении парами. Музыкальный размер  3/4. Темп обычно быстрый или умеренно-быстрый. Появился во 2-й половине 18 в. в городском быту, постепенно развившись из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Распространился по всей Европе в 19 в. Особенную популярность приобрел венский Вальс. Вальс получил распространение также и в фортепианных, оркестровых, и т.п. пьесах, части крупного произведения и как основа романса, арии.

 

Термины на Г

Галоп (франц. galop, от готск. hlaupan – бежать) — бальный танец, исполняющийся в стремительно быстром скачкообразном движении. Музыкальный размер двудольный 2/4. Появился во франц. около 1825, получил широкое распространение по всей Европе 19 в. Применялся в операх, опереттах и балетах.

Термины на Д

Двойная фуга — фуга с двумя темами. Может иметь одну экспозицию, которой темы проводятся одновременно, или две экспозиции — для каждой темы отдельно и тогда контрапунктическое соединение тем происходит в репризе.

Термины на Ж

Жанр (франц. genre) — род музыкальных произведений. В широком смысле этот термин применяют к различным отраслям музыки: оперный Жанр, симфонический Жанр и т.д. Правильнее более узкое понимание этого термина, применяемое к разновидностям основных отраслей. Жанры оперы — комическая опера, большая опера, лирическая опера и т.д. ; Жанры симфонической музыки — симфония, увертюра, сюита, поэма и т.д.; Жанры камерной музыки — романс, соната, квартет и т.д. Понятием Жанр определяют также тот или иной характер творчества и связанную с ним манеру исполнения, например салонный Жанр, легкий Жанр (отсюда — жанровые песни).

Термины на З

Запев

  1. Начало хоровой песни исполняемое одним или несколькими певцами (запевалами), после чего песню подхватывает весь хор. В ряде случаев — первая фраза или половина песенной мелодии. В народных песнях Запев часто варьируется в процессе куплетного повторения мелодии.
  2. Начало былины, обычно не связанное с ее основным содержанием.

Термины на И

Имитация (от лат. imitatio подражание):

  1. подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение; подделка.
  2. В многоголосной музыке точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. На имитации основываются многие полифонические формы, в т.ч. канон и фуга.

Термины на К

Каватина (итал. cavatina, от cavare, букв. – извлекать) — небольшая оперная ария, обычно лирико-повествовательного характера, отличающаяся относительной простотой формы и песенным складом. Каватиной иногда называется также небольшая инструментальная пьеса с напевной мелодией.

Термины на Л

Лад — система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая зависимостью неустойчивых звуков от устойчивых опорных). Ладовая организованность — одна из важнейших основ музыкального искусства. Соответственно ладовым закономерностям строится мелодия, сочетаются звуки в гармонии, согласовываются голоса в полифонии, складываются тональные отношения между разделами музыкальной формы.

Термины на М

Мажор (от лат. major – больший) — лад, устойчивые звуки которого (1, 3, 5, ступени) образуют большое (мажорное) трезвучие. Главенствующее значение мажорного трезвучия в музыке объясняется не только его консонантностью, но и наибольшим соответствием акустической природе звука.

Термины на Н


Напев — исполняемая певцом вокальная мелодия.

Ноктюрн (франц. nocturne, буквально – ночной).

  1. В 18 в., цепь небольших пьес для ансамбля духовых инструментов или в сочетании их со струнными; исполнялось вечером или ночью подобно серенаде.
  2. С 19 в. – музыкальная пьеса певучего характера, как бы навеянная ночной тишиной, ночными образами.

Термины на О

Обертоны (нем. Obreton, от ober – верхний и тон) — входящие в состав звука частичные тоны, кроме основного тона; иначе — составляющие сложного звукового колебания, выделенные при его анализе и имеющие более высокие частоты, чем основная составляющая (обладающая наименьшей частотой). Состав обертонов сложного звука определяет его качественную окраску, или тембр.

Термины на П

Пантомима (от греч. – все воспроизводящий подражанием).

  1. Искусство выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов.
  2. Вид театрального представления, сопровождаемого музыкой, в котором художественный образ создается без помощи слова, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
  3. Один из основных элементов балетного искусства. Пантомима входит в балетный спектакль в органичном сочетании с танцем или в качестве сюжетной игровой сцены.

Термины на Р

Рапсодия (от греч. – пение или декламация эпических песен) инструментальное произведение, чаще всего свободной формы, написанное на народные напевы (песенные или танцевальные). От фантазии отличается большей свободой в изложении тем и их обработке.

Термины на С

Симфония (от греч. symphonia созвучие), музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А. Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (А.П. Бородин, П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян и др.) музыке.

Термины на Т

Такт (от лат. tactus, буквально – прикосновение) — единица метра.

Танец (от нем. Tanz) — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Термины на У

Увертюра (франц. ouverture, от ouvrir – открывать) — оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, оратории, драме и т.п.; также самостоятельное концертное произведение в сонатной форме. Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию, концентрирует его внимание, вводит в эмоциональную сферу спектакля. Как правило, Увертюра передает в обобщенном виде идейный замысел, драматическую коллизию, важнейшие образы или же общий характер, колорит произведения.

 

Термины на Ф

Фальцет (происходит от итальянского falso - фальшивый, ложный) - звук особенно высокого регистра мужских голосов с характерной тембровой бескрасочностью; отличается небольшой силой звучания и некоторой искусственностью. Изредка фальцет применяется как выразительный художественный прием.

Фактура (лат. factura – обработка) — совокупность средств музыкального изложения (мелодия, аккорды, полифонические голоса и т.п.), образующая технический склад произведения. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами, а также выразительными возможностями и техническими особенностями музыкальных инструментов или голосов.

 





Интересно