Полезно

Всё и сразу

Скачать подборку всех произведений

классической музыки

, представленных на сайте, можно здесь


скачать



Основы гармонии и теории музыки часть 2

8. Аккорды, трезвучия

Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие.

Аккорд строится всегда от нижнего звука вверх.

Трезвучия бывают четырех видов:

  • мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.З (Рис. 31);
  • минорное трезвучие, или малое, состоит из м.З + б.З (Рис. 32);
  • увеличенное трезвучие состоит из б.З + б.З (Рис. 33);
  • уменьшенное трезвучие состоит из м.З + б.З (Рис. 34).

/31.gif

Рис. 31. Мажорное трезвучие

/32.gif

Рис. 32. Минорное трезвучие

/33.gif

Рис. 33. Увеличенное трезвучие

/34.gif

Рис. 34. Уменьшенное трезвучие

Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой. Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. У любого трезвучия есть два обращения. Первое обращение называется секстаккордом, второе — квартсекстаккордом (Рис. 35).

/35.gif

Рис. 35. Обращения трезвучий

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия (Рис. 36):

  • трезвучие I ступени — тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени -- доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами -- t, s, d.

/36.gif

Рис. 36. Главные трезвучия

Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными (Рис. 37).

/37.gif

Рис. 37. Побочные трезвучия

Приведенные примеры главных и побочных ступеней, как вы заметили, относятся к натуральному мажору и натуральному минору. В других видах мажора и минора появятся случайные знаки.

Буквенное обозначение трезвучий состоит из двух элементов, латинской буквы, обозначающей ступень, на которой строится трезвучие, и в случае с минором — маленькой латинской буквы m. Например: До мажор — С, Ре минор — Dm.

Аккорды, состоящие из четырех звуков, расположенных по терциям, называются септаккордами. Существует всего семь основных видов септаккордов (табл. 1.2), (Рис. 38-1.44).

Таблица 2. Септаккорды

Название септаккорда

Буквенно-цифровое обозначение от звука До

Большой мажорный

С maj 7

Малый мажорный (доминантсептаккорд)

С7

Большой минорный

Ст7+, Ст7#

Малый минорный

Ст7

Увеличенный

Caug7, C7+5+, С7#5#

Полууменьшенный

Ст7-5, Ст7Ь5,

Уменьшенный

Cdim, CO

 

/38.gif

Рис. 38. Большой мажерный септаккордер

/39.gif

Рис. 39. Малый мажорный септаккорд

/40.gif

Рис. 40. Большой минорный септаккорд

/41.gif

Рис. 41. Малый минорный септаккорд

/42.gif

Рис. 42.Увеличенный септаккорд

/43.gif

Рис. 43. Полууменьшенный септаккорд

/44.gif

Рис. 44. Уменьшенный септаккорд

Септаккорды, так же как и трезвучия, имеют обращения. Каждый септаккорд имеет три обращения (Рис. 45):

  • квинтсекстаккорд — обозначается (5/б);
  • терцквартаккорд — обозначается (3/4);
  • секундаккорд — обозначается (2).

/45.gif

Рис. 45. Обращения септаккордов

Аккорд, который состоит из пяти звуков, расположенных по терциям, называется нонаккордом. Наибольшее распространение получили нонаккорды двух видов (Рис. 46):

3 большой доминантнонаккорд — обозначается (д); Я малый доминантнонаккорд — обозначается (ьд).

/46.gif

Рис. 46. Нонаккорды

Но, в принципе, нонаккорды могут строиться от любого вида септаккорда путем добавления к нему терции.

Кроме вышеперечисленных аккордов, в музыкальной практике применяется и множество других. Например, аккорды, в которых вместо терции применена квинта (от основного тона). Такие аккорды обозначаются приставкой SUS4:

  • SUS4 (sus-аккорды) (Рис. 47) или септаккорды — C7SUS4 (Рис. 48).

/47.gif

Рис. 47. Аккорды с квинтой

/48.gif

Рис. 48. Септаккорды с квинтой

Применяются также аккорды с добавленными ступенями (обозначение add) и аккорды с пропущенными ступенями (omni).

Например, Cadd9, C7omni5 (Рис. 49).

/49.gif

Рис. 49. Аккорды с пропущенными ступенями

Существуют так же альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями. Это очень просто: достаточно повысить или понизить любую (кроме примы и терции) ступень аккорда, и вы получите новый, альтерированный аккорд. Повышение аккорда обозначается знаком "+" или "#". понижение — знаком "-" или "b". Например, C7-57b5) (рис- 1-50) или С9+59#5) (Рис. 51).

/50.gif

Рис. 50. Септаккорды с пониженными ступенями

/51.gif

Рис. 51. Септаккорды с повышенными ступенями

Септаккорды могут усложняться и далее, по терциям, вплоть до квинты через октаву: С11 С13 (Рис. 52).

/52.gif

Рис. 52. Усложненные аккорды

Все эти аккорды тоже могут альтерироваться, к ним могут прибавляться или вычитаться любые ступени по тому же принципу, что и с септаккордами.

Перечень применяемых аккордов можно продолжать до бесконечности, но это тема отдельной книги. Уместно будет рассказать еще о некоторых способах образования аккордов. Аккорды могут быть построены не только по терциям, но и по квартам (квартаккорды), квинтам и другим интервалам. Например, квартаккорды (Рис. 53).

/53.gif

Рис. 53. Квартаккорды

Существует группа аккордов, называемых полиаккордами. Полиаккорд — это комбинация двух или более аккордов, чаще применяются сочетания двух аккордов, например сочетание С и А, С и Gm и т. д. (Рис. 54).

/54.gif

Рис. 54. Полиаккорды

В музыкальной практике часто применяются аккорды, относящиеся к "сонорному" типу. Сонорный аккорд — это аккорд, построенный "без правил", иначе говоря, это случайное сочетание любого количества звуков, преследующее создание определенного звукового эффекта (Рис. 55).

/55.gif

Рис. 55. Аккорды сонорного типа







Интересно