Полезно

Всё и сразу

Скачать подборку всех произведений

классической музыки

, представленных на сайте, можно здесь


скачать



Основы гармонии и теории музыки часть 1

6. Интервалы

Интервал — расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний -вершина. Интервал имеет качественную и количественную величину. Количественная величина интервала — это количество ступеней, составляющих интервал. Качественная величина интервала выражается количеством полутонов и тонов, составляющих интервал. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими. Интервалы, образованные в пределах октавы, называются простыми, их всего восемь. Для названия интервалов применяются числительные на латинском языке, которые обозначают, какая по счету ступень будет вершиной интервала (Рис. 15):

  • прима — 1, первая ступень (звучание двух звуков в унисон);
  • секунда — 2, вторая;
  • терция — 3, третья;
  • кварта — 4, четвертая;
  • квинта — 5, пятая;
  • секста — 6, шестая;
  • септима — 7, седьмая;
  • октава — 8, восьмая.

/15.gif

Рис. 15. Интервалы (количественная величина)

Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы (табл. 1.1).

Таблица 1. Интервалы между ступенями звукоряда

Название

Обозначение

Количественная величина

Чистая прима

4.1

0 тонов

Малые секунды

м.2

0,5 тона

Большие секунды

6.2

1 тон

Малые терции

М.З

1 ,5 тона

Большие терции

Б.З

2 тона

Чистая кварта

4.4

2,5 тона

Увеличенная кварта

ув.4

3 тона

Уменьшенная квинта

ум. 5

Зтона

Чистые квинты

4.5

3.5 тона

Малые сексты

м.6

4 тона

Большие сексты

6.6

4,5 тона

Малые септимы

м.7

5 тонов

Большие септимы

6.7

5,5 тонов

Чистые октавы

ч.8

6 тонов

 

/16.gif

Рис. 16. Интервалы (качественная величина)

Все перечисленные интервалы (Рис. 16) называются основными или диатоническими и образуются между ступенями натурального мажора и минора.

Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен. Сделать это можно путем понижения или повышения одной из ступеней интервала на полутон. Такие интервалы называются хроматическими (Рис. 17).

/17.gif

Рис. 17. Хроматические интервалы

Перемещение звуков интервала, верхнего на октаву вниз или нижнего на октаву вверх, называется обращение интервалов. В результате обращения такого интервала возникает новый интервал. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные и наоборот. Если сложить такой интервал, то его обращение получится октава, т. е. количественная величина будет равна шести тонам.

Кроме простых интервалов, существуют составные интервалы. Расстояние между звуками в таких интервалах больше октавы (Рис. 18):

  • нона — 9, секунда через октаву;
  • децима — 10, терция через октаву;
  • ундецима — 11, кварта через октаву;
  • доудецима — 12, квинта через октаву;
  • терцдецима — 13, секста через октаву;
  • квартдецима — 14, септима через октаву;
  • квинтдецима — 15, октава через октаву.

/18.gif

Рис. 18. Составные интервалы

Все составные интервалы, так же как и простые, могут быть чистыми, большими, малыми, увеличенными и уменьшенными.

Все интервалы подразделяются на консонирующие и диссонирующие интервалы. Консонанс — это сливающееся звучание, диссонанс — резкое несливающееся звучание.

К консонирующим интервалам относятся:

  • чистая прима, чистая октава — весьма совершенный консонанс;
  • чистая кварта и квинта — совершенный консонанс;
  • терции и сексты -- несовершенный консонанс.

К диссонирующим интервалам относятся: секунды и септимы, а также увеличенная кварта и уменьшенная квинта (тритон).

 

 







Интересно