Классическая музыка

02.09.2010 - Термины на Э

ГЛАВНАЯ

Экоссез, экосез - шотландский народный танец (французское ecossaise - шотландский танец). В XVIII - начале XIX в. экоссез распространился как бальный танец; в наше время он был забыт. Исполнялся в быстром темпе, размер 2/4. В музыкальной литературе известны экоссезы для фп. Л. Бетховена, Ф Шуберта, Ф. Шопена, экоссез в опере "Евгений Онегин" П.И. Чайковского и др.



Экспозиция (латинское expositio - показ) - показ музыкального материала Экспозицией в сонатной форме называют первый из основных разделов - изложение главной и побочной партий. Во многих случаях композитор требует повторения экспозиции, для чего в конце ее, при переходе к разработке, ставится знак повторения - репризы. Существенной причиной повторения является желание автора закрепить в памяти слушателей тематический материал сонатной формы перед ее видоизменениями в разработке. Слово "экспозиция" применяется также в фуге, где оно обозначает начальный раздел, изложение темы всеми голосами.

Экспромт (латинское expromere - высказывать; французское impromptu также произошло от латинского выражения in promptu - наготове). — фортепианная пьеса, возникшая как бы внезапно, в результате импровизации. Обычно отличается непосредственным лиризмом, порывистостью. Известны фортепианные экспромты Ф. Шуберта, Ф. Шопена, А.Н. Скрябина.

Элегия (от греч. – жалобная песнь) — пьеса задумчивого, печального, скорбного характера. Известны Элегия для фп. С.В. Рахманинова, Элегия из Серенады для струнного орк. П.И. Чайковского, Элегия для голоса, фп. и виолончели Ж. Массне.

Эпизод (от греч. epeisodien – вставка) — раздел крупной музыкальной формы, построенный в особой тональности на новой теме, иногда в другом темпе. В рондо — каждый из разделов, чередующихся с главным разделом (рефреном).

Эпилог - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом, а также фрагмент, которым заканчивается программное инструментальное или кантатно-ораториальное сочинение (греческое epiologos - послесловие). Эпилог, как указывал Б.В. Асафьев, "не столько заключительная сцена в опере или часть в симфонии, ибо эпилог - не совсем то, что финал; эпилог - статичен, в нем нет уже сценического действия, а только вывод, краткое резюме, отчет". Наиболее яркие примеры оперных эпилогов - в "Дон-Жуане" Моцарта и особенно в "Жизни за царя" М.И.  Глинки, где эпилог представляет собой развернутую массовую сцену, которую венчает знаменитый хор "Славься".

Этюд (франц. etude, буквально – изучение, упражнение) — инструментальная пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя. Известны этюды для фп. К. Черни, Г. Беренса, М. Клементи, И. Крамера и др., для скрипки - Ф. Крейцера, П. Роде. В жанре этюда создано много высокохудожественных произведений (фортепианные этюды Ф. Шопена, Ф. Листа, А.Н. Скрябина).

Эфы - распространенное название резонаторных отверстий в верхней деке инструментов скрипичного семейства. Очертания этих отверстий внешне напоминают латинскую букву f, отсюда и происходит их наименование.


Опубликовано на сайте:
Прямая ссылка: /index.php?name=news&op=view&id=176