Классическая музыка

02.09.2010 - Термины на Т

ГЛАВНАЯ

Такт (от лат. tactus, буквально – прикосновение) — единица метра.

Танец (от нем. Tanz) — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.



Тапер (франц. tapeur, от taper, буквально – хлопать, стучать) — пианист, сопровождающий танцы на вечерах, балах. Тапером назывался также пианист, иллюстрировавший музыкой немые кинофильмы.

Тема — музыкальное построение, выражающая основную мысль произведения или его части и обычно служащее предметом дальнейшего развития. Иногда, однако, различные музыкальные образы возникают на основе существенных преобразований одной Темы, что встречается в так называемых характерных вариациях, а также в некоторых крупных формах.

Тембр (франц. timbre) — "окраска" или "характер" звука, качество, по которому различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которому звучание одного инструмента или голоса отличается от другого. Тембр зависит от формы колебаний звука и определяется числом и интенсивностью гармоник (частичных тонов).

Темп скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

Токката (итал. toccata, от toccare – трогать, касаться) — виртуозная музыкальная пьеса для фортепиано или органа, выдержанная в быстром, размеренном, четко ритмованном движении, чаще всего с преобладанием ударной аккордовой техники. В 16 - 18 вв. Токката писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии.

Тональность - высота звуков лада, определяемая положением главного тона (тоники) на той или иной ступени звукоряда музыкальной системы. Понятие лада выражает лишь соотношение ступеней данного звукоряда по высоте и их функциональную взаимосвязь; конкретную высоту звуков лада определяет понятие Тональность.

Тоника

  1. Главный устойчивый звук лада, вызывающий ощущение завершенности при окончании на нем мелодии или ее части.
  2. Основной аккорд лада (обычно – мажорное или минорное трезвучие, построенное на 1-ой ступени гаммы), вызывающий аналогичное ощущение в многоголосной музыке.

Трезвучие — основной тип аккорда, образующийся из трех разноименных звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Тремоло (итал. tremolo, букв. – дрожащий) — приём игры на струнных, клавишных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.


Обозначение тремоло на одной ноте.

Пример тремолирования: вместо того, чтобы играть 1/2, можно сыграть 8 по 1/16. Чаще всего встречается при игре на гитаре. Существует также термин-наречие тремоландо (итал. tremolando) — "производя тремоло".

Трепак (от др.-рус. тропать – топать ногами) — старинная русская пляска. Музыкальный размер 2/4. Темп живой. Основные движения пляски импровизируются исполнителями. Для трепака характерны дробные шаги и притоптывания. Исполняется весело, с удалью и задором.

Тутти (итал. tutti – все) — исполнение музыки всем составом оркестра.


Опубликовано на сайте:
Прямая ссылка: /index.php?name=news&op=view&id=170