Классическая музыка

02.09.2010 - Термины на П

ГЛАВНАЯ

Пантомима (от греч. – все воспроизводящий подражанием).

  1. Искусство выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов.
  2. Вид театрального представления, сопровождаемого музыкой, в котором художественный образ создается без помощи слова, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
  3. Один из основных элементов балетного искусства. Пантомима входит в балетный спектакль в органичном сочетании с танцем или в качестве сюжетной игровой сцены.



Партесное пение — пение по партиям, по голосам. Каждый голос свободно ведет свою линию. Этот стиль многоголосного пения пришел на смену средневековому знаменному стилю. Произведения этого стиля отличаются светлой мажорностью звучания, гармонической полнотой и насыщенностью, живостью мелодики и ритма. Партесные партии писались на 8, 12, 24 и даже, иногда, 48 голосов.

Партита (итал. partita, букв. разделенная на части), в музыке 17-18 вв. род органных вариаций на хоральную мелодию, а также разновидность сюиты.

Партитура (итал. partitura, букв. – разделение, распределение) — нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра, хора, камерного ансамбля и т.п., в которой сведены партии всех отдельных голосов (инструментов).

Пассакалия (от исп. pasar – проходить и calle – улица).

  1. Старинный (17-18 вв.) танец испанского происхождения.
  2. Музыкальная пьеса для органа, клавира в форме вариаций, с постоянно повторяющейся в басу мелодией. Характер Пассакалии величественно сосредоточенный, нередко трагический. Размер 3/4 или 3/2. Пассакалия родственна чаконе.

Период (от греч. – обход, определенный круг времени) — построение, в котором изложена более или менее завершенная музыкальная мысль. Иногда в форме Периода строится целое произведение (некоторые романсы, прелюдии, и т.п.) небольшие пьесы.

Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический образ с музыкальным.

Пиццикато (итал. pizzicato) - приём игры на смычковых струнных музыкальных инструментах, когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком. В нотах переход на такой приём обозначается pizz., прекращение такой игры - arco ("смычок"). Также "пиццикато" называют иногда музыкальное произведение, которое исполняется этим приемом.

История пиццикато

Одним из первых композиторов, предписавших применение этого приёма в оркестровой игре, был Клаудио Монтеверди в балете "Поединок Танкреда и Клоринды" (1624). Вплоть до эпохи классицизма, тем не менее, пиццикато применялось достаточно редко, хотя в ариях из ораторий и медленных частях оркестровых сочинений И.С. Баха оно встречается.

В балете "Дон Жуан" Глюка один из номеров целиком исполняется пиццикато, что является первым известным случаем применения этого приёма для исполнения целого сочинения.

Активно применять пиццикато в своих симфониях начал Йозеф Гайдн, а Моцарт использовал его в операх: так, в "Свадьбе Фигаро" под аккомпанемент пиццикато у виолончелей, имитирующих звучание гитары, звучит романс Керубино.

В XIX веке пиццикато вошло в практику сольного исполнительства (со времён Паганини), а в оркестровой музыке приобрело статус особой окраски звука. В V и VII симфониях Бетховена пиццикато придаёт звучанию драматизм. С другой стороны, первый и третий разделы IV симфонии Чайковского, полька из балета Делиба "Сильвия", вторая часть "Простой симфонии" Бриттена, целиком исполняющиеся пиццикато, звучат легко и непринуждённо.

Развитие исполнительской техники в XX в. привело к появлению новых приёмов игры на струнных инструментах: защипывание струны ногтём, пиццикато у подставки, пиццикато в сочетании с глиссандо и др.

В джазе пиццикато - доминирующий приём при исполнении на контрабасе.

Полиритмия (от греч. – много и ритм) - одновременное сочетание в музыке двух или нескольких ритмов с неоднородным количеством временных долей в такте или с неодинаковым подразделением этих долей.

Полифония (от поли... и греч. phone звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Виды полифонии имитационная (Имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). В истории европейской полифонии выделяют три периода. Основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (17-20 вв.) преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. также с додекафонией и другими видами композиционной техники.

Полька (чешск. – половина) – старинный чешский народный танец. Исполняется парами по кругу. Музыкальный размер 2/4. Оживленный и веселый по характеру.

Прелюдия, Прелюд (позднелат. preludium, от лат. praeludo – играю предварительно, делаю вступление) — инструментальная пьеса. Первоначально небольшое вступление импровизационного характера. С 15 в., получила распространение в исполнительской практике клавесинистов и органистов. Характер и структура свободно определялись композитором.

Придворная певческая капелла – санкт-петербургская академическая капелла, им. М.И. Глинки, ведет начало от основанного в Москве в 1479 хора т.н. государевых певчих дьяков, с 1701 Придворный хор (в 1703 переведен в Санкт-Петербург), с 1763 Придворная певческая капелла, с 1922 Государственная академическая капелла.

Припев, рефрен — часть песни, исполняемая с одним и тем же текстом в конце каждого куплета.

Пьеса (от позднелат. pecia – кусок, часть).

  1. Драматическое произведение, предназначенное для представления в театре.
  2. Сольное или ансамблевое музыкальное произведение, обычно небольшого размера.

Опубликовано на сайте:
Прямая ссылка: /index.php?name=news&op=view&id=167