Классическая музыка

02.09.2010 - Термины на К

ГЛАВНАЯ

Каватина (итал. cavatina, от cavare, букв. – извлекать) — небольшая оперная ария, обычно лирико-повествовательного характера, отличающаяся относительной простотой формы и песенным складом. Каватиной иногда называется также небольшая инструментальная пьеса с напевной мелодией.



Каденция (итал. cadenza, от лат. cado – падаю, оканчиваюсь).

  1. Каданс, гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.
  2. Свободная импровизация виртуозного характера, исполняемая соло и входящая в состав крупного музыкального произведения, главным образом инструментального концерта.

Какофония (от греч. – дурной звук) — сумбурное, хаотичное нагромождение звуков.

Канон (греч. – норма, правило) — музыкальная форма, основанная на строгой, непрерывной имитации — последовательном проведении одной и той же мелодии во всех голосахполифонического произведения. Голоса, участвующие в Каноне, повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.

Кантата (итал. cantata, от cantare – петь) — произведение торжественного или лирико-эпического склада, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, а также хором в сопровождении оркестра.

Кантус фирмус (лат. cantus firmus, буквально – прочная, неизменная мелодия) — ведущая мелодия полифонического произведения, проводимая неоднократно в неизменном виде.

Капелла (позднелат. capella),

  • католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д.
  • Хор певчих (от названия часовни или церковного придела, где пел хор); коллектив исполнителей-инструменталистов. С 18 в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

Капельмейстер (нем. Kapellmeister)

  1. В 16-18 вв. — руководитель хор., вок. или инструм. капелл.
  2. В 19 в. дирижер театр., воен., симф. оркестров.
  3. Современный капельмейстер — рук. военного оркестра.

a name=gassation>Кассация - жанр ансамблево-инструментальной музыки, распространенный в XVIII в. в Германии и Австрии. Представлял собой род многочастной сюиты развлекательного характера, нередко напоминая тем самым дивертисмент или серенаду (как указывают некоторые исследователи, термин "кассация" происходит от немецкого диалектного Gassation - серенада). Кассации исполнялись обычно на открытом воздухе, отсюда - обязательное включение в партитуру духовых инструментов, как деревянных, так и медных. Наиболее характерные образцы этого жанра представлены в музыке Й. Гайдна и В.А. Моцарта (в творческом наследии каждого из них 20 кассаций).

Квартет (от лат. quartus четвертый), музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля.

Квинтет (от лат. quintus пятый), музыкальный ансамбль из 5 исполнителей, а также музыкальные произведения для этого ансамбля.

Классика (от лат. classicus – образцовый) — образцовые, классические произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры. К музыкальной классике (классической музыке) относят творения выдающихся композиторов, главным образом прошлого времени

Кода (итал. coda, букв. хвост), дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.

Композиция (от лат. compositio – составление).

  1. Структура музыкального произведения, музыкальная форма.
  2. Музыкальное произведение, в определенном смысле — продукт творчества.

Консерватория от лат. conservare – охранять, сохранять) — высшее музыкальное учебное заведение. Готовит музыкантов-исполнителей, композиторов, теоретиков.

Первая консерватория была открыта в Неаполе в 1537 году. Первоначально это был приют для сирот и беспризорных. В нём детей кормили, одевали и обучали различным ремёслам, а также пению: многочисленным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров. Отсюда и пошло название консерватории.

На протяжении XVI и XVII&вв. в Италии было открыто много таких приютов. Постепенно преподавание музыки стало занимать в них основное место, и название консерватория, потеряв свой первоначальный смысл, стало означать музыкальное учебное заведение.

В России первая консерватория открылась в 1862 г. в Санкт-Петербурге (Театральная пл. д. 3). Её основателем был Антон Григорьевич Рубинштейн.

Консонанс (франц. consonance, от лат. consono согласно звучу) — благозвучное, согласованное сочетание звуков в одновременности. Противоположное понятие — диссонанс.

Контрапункт (нем. Kontrapunkt), в музыке:

  • одновременное сочетание двух и более самостоятельных мелодий в разных голосах.
  • Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.
  • То же, что полифония.
  • Подвижной контрапункт повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга

Куплет (франц. couplet) — раздел (часть) песни, состоящий из одного проведения всей мелодии и одной строфы поэтического текста. При исполнении последующих строф куплетной песни мелодия повторяется в точности или с вариационными изменениями. Куплет часто начинается запевом и завершается припевом.


Опубликовано на сайте:
Прямая ссылка: /index.php?name=news&op=view&id=162